[1] – Закон
Украины “О выборах народных
депутатов Украины”
[2] - Закон
Украины “О выборах депутатов
местных советов и сельских,
поселковых, городских голов”
Порядок
работы комиссии при подсчете
голосов
- В 20-00
председатель участковой
избирательной комиссии объявляет
о прекращении голосования.(1-ст.66
п.17)
- После
выхода последнего избирателя помещение закрывается
и в нем остаются только члены
комиссии и лица, которым
Законом дано право быть
присутствующими на заседании
избирательной комиссии.(1-ст.66 п.17)
- Если в
список избирателей, во время
голосования, были внесены
изменения или дополнения (на
практике всегда) его
подписывают председатель,
секретарь комиссии и
скрепляется печатью.(1-ст.68 п.4)
- Избирательная
комиссия, на основании списка
избирателей устанавливает
количество избирателей. Это
количество оглашается и заносится
в протоколы.(1-ст.68 п.5) Внимание:
по закону [2] эта процедура
производится после погашения и
запаковки неиспользованных
бюллетеней (2-ст.45 п.2.2)
- Избирательная
комиссия подсчитывает неиспользованные
избирательные бюллетени
отдельно в каждом округе.
Количество таких бюллетеней
оглашается и заносится в
протоколы.(1-ст.68 п.6, 2-ст.45 п.2.1) Внимание:
есть разногласие в законах! По
закону [2] бюллетени сначала
гасят потом подсчитывают.
- Неиспользованные
бюллетени гасятся путем
отделения правого нижнего угла
бюллетеня и пакуются в
отдельные пакеты по каждому
округу, совету.(1-ст.68 п.6, 2-ст.45 п.2.1)
- На пакетах
делаются соответствующие
надписи “Невикористані
виборчі бюлетені в
багатомандатному виборчому
окрузі”, “Невикористані
виборчі бюлетені в
одномандатному виборчому
окрузі”, наименование совета,
номер одномандатного округа,
номер избирательного участка,
количество запакованных
бюллетеней.(1-ст.68 п.6, 2-ст.45 п.2.1) Внимание:
в соответствии с законом [1] на
пакетах по выборам народных
депутатов ставится дата и
время запаковки.
Пакеты:
по выборам
народных депутатов:
подписываются присутствующими
членами комиссии, ставиться печать
комиссии (1-ст.68 п.6);
по выборам
в местные советы: опечатывается и
подписывается председателем и
секретарем комиссии (2-ст.45 п.2.1)
- Комиссия
подсчитывает количество
избирателей, которые получили
бюллетени, по подписям в
списках избирателей.(1-ст.68 п.7, 2-ст.45
п.2.2)
- Только
для закона[1-ст.68 п.9,10].
Комиссия сверяет соответствие
количества контрольных
талонов и количества
избирателей получивших
бюллетени.
¦ в случае
соответствия: количество
оглашается и заносится в
соответствующий протокол в графу “Кількість
виборців, які отримали виборчі
бюлетені”
¦ в случае не
соответствия: принимается решение
комиссии о причене такого
несоответствия, составляется акт,
который подписывают
присутствующие члены комиссии.
Этот акт имеют право подписать
присутствующие уполномоченные
лица партии (блока), кандидаты в
депутаты, их доверенные лица,
официальные наблюдатели от партий (блоков),
кандидатов в депутаты,
зарегистрированных в
одномандатном округе. Подписи
скрепляются печатью комиссии.
После этого комиссия принимает решение
об установлении количества
избирателей, которые получили
бюллетени для голосования. Это
количество оглашается и
заносится в протокол.
- Только
для закона[1-ст.68 п.11] Список
избирателей, выписка из списка
избирателей которые
голосовали на дому, заявления
избирателей о получении
возможности им проголосовать
за границею участка, пакуются
в отдельный пакет. На пакете
делается надпись “Список
виборців”, обозначается номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка, дата и
время паковки, ставятся
подписи присутствующих членов
комиссии и печать комиссии.
- Только
для закона[1-ст.68 п.12] Контрольные
талоны избирательных
бюллетеней пакуются в
отдельные пакеты по разным
округам. На пакетах делаются
соответствующие надписи “Контрольні
талони багатомандатного
округу”, “Контрольні талони
одномандатного округу”,
обозначается номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка,
количество запакованных
контрольных талонов, дата и
время паковки, ставятся
подписи присутствующих членов
избирательной комиссии и
печать комиссии.
- Только
для закона[1-ст.68 п.13] Избирательная
комиссия сравнивает отдельно в
многомандатном и
одномандатном округах
соответствие сумм количества
неиспользованных бюллетеней в
этом округе и количество
избирателей, которые получили
избирательные бюллетени,
количество избирательных
бюллетеней в этом округе,
полученных избирательной
комиссией. В случае не
соответствия принимается решение
комиссии о причине такого
расхождения, составляется акт,
который подписывают
присутствующие члены комиссии.
Этот акт имеют право подписать
присутствующие уполномоченные
лица партии (блока), кандидаты в
депутаты, их доверенные лица,
официальные наблюдатели от
партий (блоков), кандидатов в
депутаты, зарегистрированных в
одномандатном округе. Подписи
скрепляются печатью комиссии.
- Избирательная
комиссия (председатель
избирательной комиссии в
присутствии членов комиссии [2-ст.45
п.2-3]) проверяет целостность
пломб или печатей на
избирательных урнах.( 1-ст.68 п.14)
- Только
для закона[1-ст.68 п.15] В случае
обнаружения повреждений пломб
или печатей составляется акт в
котором описывается характер
повреждений, который
подписывают присутствующие
члены комиссии. Этот акт имеют
право подписать
присутствующие уполномоченные
лица партии (блока), кандидаты в
депутаты, их доверенные лица,
официальные наблюдатели от
партий (блоков), кандидатов в
депутаты, зарегистрированных в
одномандатном округе. Подписи
скрепляются печатью комиссии.
- Избирательные
урны открываются поочередно.
Первыми открываются
избирательные урны, которые
использовались при
голосовании избирателей за
пределами помещения для
голосования, а последними, в
случае их наличия,
избирательные урны с
повреждениями печатей и пломб.(1-
ст.68. п.16) Внимание:
очередность открытия урн
законом [2] не определена.
- Содержимое
неповрежденных избирательных
урн, высыпается на стол, за
которым размещаются члены
избирательной комиссии. В
первую очередь проверяется
наличие контрольного листа
предусмотренного [1]-ст.66 п.6 .(1-
ст.68. п.17)
- В случае
отсутствия контрольного листа
в избирательной урне, комиссия
составляет акт об отсутствии
контрольного листа, в котором
проставляет количество
избирательных бюллетеней,
которые находятся в урне. Эти
избирательные бюллетени не
считаются при установлении
общей численности избирателей,
которые взяли участие в
голосовании и не учитываются
при подсчете голосов
избирателей отдельно в
многомандатном и
одномандатном округах. (1- ст.68.
п.18) Вопрос: применение этой
статьи к бюллетеням
предусмотренным законом [2].
- В случае
возникновения сомнения о
достоверности контрольного
листа, комиссия принимает решение
о признании бюллетеней
недействительными. (1- ст.68. п.19) Вопрос:
применение этой статьи к
бюллетеням предусмотренным
законом [2].
- Избирательные
бюллетени, которые определены 1-ст.68
п.18,19, пакуются в отдельные
пакеты по многомандатному и
одномандатному округу. На
пакетах проставляются
соответствующие надписи “Виборчі
бюлетені, що не підлягають
врахуванню в багатомандатному
окрузі”, “Виборчі бюлетені, що
не підлягають врахуванню в
одномандатному окрузі”,
проставляется номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка,
количество запакованных
бюллетеней, дата и время,
ставятся подписи
присутствующих членов
комиссии и печать комиссии. (1-
ст.68. п.20) Вопрос: применение
этой статьи к бюллетеням
предусмотренным законом [2].
- Комиссия
подсчитывает отдельно в
границах данного
избирательного участка по
каждому избирательному округу
общее количество
избирательных бюллетеней,
которые были в урнах.(1-ст.68 п.21, 2-ст.45
п.2.4)
- При
подсчете избирательных
бюллетеней, назначений член
комиссии считает
избирательные бюллетени вслух.
Все предметы, которые не
являются избирательными
бюллетенями установленной
формы, складываются отдельно и
не считаются.(1-ст.68 п.22)
- Если
возникли сомнения, является ли
предмет избирательным
бюллетенем, участковая
избирательная комиссия решает
этот вопрос путем голосования.
При этом каждый член
избирательной комиссии имеет
право лично осмотреть предмет.
Во время его осмотра подсчет
избирательных бюллетеней
прекращается. (1-ст.68 п.22, 2-ст.45 п.4)
- Только
для закона[1-ст.68 п.22] Предметы,
которые не являются
избирательными бюллетенями,
запаковываются в отдельный
пакет. На пакете делается
надпись “Предметы”,
проставляется номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка, дата и
время паковки, ставится
подписи присутствующих членов
избирательной комиссии и
печать комиссии.
- После
подсчета избирательных
бюллетеней во всех
избирательных урнах комиссия
отдельно подсчитывает общее
количество избирательных
бюллетеней по каждому округу и
устанавливает количество
избирателей которые взяли
участие в голосовании по
округам. Каждое из этих
количеств оглашается и
заносится в соответствующий
протокол. (1-ст.68 п.22)
- Только
для закона[1-ст.68 п.24,25] Избирательные
бюллетени в многомандатном
округе раскладываются на места,
обозначенными отдельными
табличками, которые с двух
сторон имеют названия партий (блоков),
надписи “недійсні”, “проти
всіх”. При раскладывании
избирательных бюллетеней
назначенный комиссиею член
комиссии показывает каждый
избирательный бюллетень всем
членам комиссии, произнося
результат волеизъявления
избирателя. В случае
возникновения сомнений, вопрос
решается путем голосования.
Каждый член комиссии может
лично осмотреть бюллетень. Во
время осмотра бюллетеня работа
с другими избирательными
бюллетенями прекращается.
- Только
для закона[1-ст.68 п.24,25] Избирательные
бюллетени в одномандатном
округе раскладываются на места,
обозначенными отдельными
табличками, которые с двух
сторон имеют фамилии
кандидатов, надписи “недійсні”,
“проти всіх”. При
раскладывании избирательных
бюллетеней назначенный
комиссиею член комиссии
показывает каждый
избирательный бюллетень всем
членам комиссии, произнося
результат волеизъявления
избирателя. В случае
возникновения сомнений, вопрос
решается путем голосования.
Каждый член комиссии может
лично осмотреть бюллетень. Во
время осмотра бюллетеня работа
с другими избирательными
бюллетенями прекращается.
- Недействительные
бюллетени:
? не
установленного образца (2-ст.45 п.3);
?
отсутствуют подписи председателя и
секретаря комиссии(2-ст.45 п.3);
?
отсутствует печать комиссии (1-ст.68
п.26.1);
?отсутствует
фамилия и (или) отсутствует подпись
члена избирательной комиссии,
который его выдал (1-ст.68 п.26.2);
? в
избирательном бюллетене в
многомандатном округе сделано
больше одного обозначения напротив
названий партий (блоков) или
напротив названий партии (блока) и
текста “Не підтримую кандидатів у
депутати від жодної партії (блоку)”
(1-ст.68 п.26.3);
? в
избирательном бюллетене в
одномандатном округе сделано
больше одного обозначения напротив
фамилий кандидатов в депутаты или
напротив фамилии кандидатов в
депутаты и текста “Не підтримую
жодного з кандидатів” (1-ст.68 п.26.4, 2-ст
45 п.3);
? бюллетени
в которых не сделано не одного
обозначения (1-ст.68 п.26.5, 2-ст.45 п.3);
? не оторван
контрольный талон (1-ст.68 п.26.6);
?не возможно
по другим причинам установить
содержание волеизъявления
избирателя (1-ст.68 п.26.6).
При
возникновении сомнений о
действительности избирательного
бюллетеня вопрос решается
комиссией путем голосования.
Каждый член комиссии имеет право
лично осмотреть бюллетень (1-ст.68 п.27,
2-ст 45 п.4).
- Недействительные
бюллетени подсчитываются в
каждом округе отдельно. Каждое
количество оглашается и
заносится в соответствующий
протокол.
- Недействительные
избирательные бюллетени
запаковываются отдельно по
каждому избирательному округу
(1-ст.68 п.28, 2-ст 45 п.5). На пакетах
проставляются надписи “Недійсні
виборчі бюлетені
багатомандатного округу”, “Недійсні
виборчі бюлетені
одномандатного округу” (1-ст.68
п.28), проставляется номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка,
название совета, дата и время
паковки (только для закона[1]) ставятся
подписи присутствующих членов
избирательной комиссии (только
для закона [1]),
председателя и секретаря
комиссии (для закона [2]).
Внимание:
законодательством не
предусмотрено главенство какого
либо закона в порядке подсчета
голосов в случае совмещения
выборов в Верховную Раду и местные
советы.
- Закон [1-ст.68
п.29] Комиссия подсчитывает
количество голосов
избирателей, поданных за
кандидатов в многомандатном
округе, включенных в
избирательный список каждой
партии (блока), а так же
количество голосов
избирателей, которые не
поддержали кандидатов ни от
одной партии (блока). Во время
подсчета голосов каждый член
комиссии имеет право проверить
или пересчитать
соответствующие бюллетени.
Результаты подсчета
оглашаются и заносятся в
протокол.
- Закон [1-ст.68
п.30] Комиссия устанавливает
соответствие количества
избирателей, которые приняли
участие в голосовании и суммы
количества недействительных
бюллетеней, бюллетеней
поданных за кандидатов от
каждой партии (блока), против
всех партий (блоков). При
расхождении этих данных
комиссия принимает решение о
причине несоответствия и
составляет акт, который
подписывают присутствующие
члены комиссии. Этот акт имеют
право подписать
присутствующие уполномоченные
лица партии (блока), кандидаты в
депутаты, их доверенные лица,
официальные наблюдатели от
партий (блоков), кандидатов в
депутаты, зарегистрированных в
одномандатном округе. Подписи
скрепляются печатью комиссии.
- Закон [1-ст.68
п.31] Избирательные бюллетени
с голосами избирателей в
многомандатном округе,
поданные за каждую партию (блок),
в которых не поддержана ни одна
партия (блок) пакуются отдельно.
На пакетах поставляется
название партии (блока), “Не
підтримали кандидатів у
депутати від жодної партії (блоку)”,
обозначается номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка, дата и
время паковки, ставятся
подписи присутствующих членов
комиссии и печать комиссии.
- Закон [1-ст.68
п.32] Комиссия подсчитывает
количество голосов
избирателей, поданных за
каждого кандидата в
одномандатном округе, а так же
количество голосов
избирателей, которые не
поддержали не одного кандидата.
Во время подсчета голосов
каждый член комиссии имеет
право проверить или
пересчитать соответствующие
бюллетени. Результаты подсчета
оглашаются и заносятся в
протокол.
- Закон [1-ст.68
п.33] Комиссия устанавливает
соответствие количества
избирателей, которые приняли
участие в голосовании и суммы
количества недействительных
бюллетеней, бюллетеней
поданных за кандидатов, против
всех кандидатов. При
расхождении этих данных
комиссия принимает решение о
причине несоответствия и
составляет акт, который
подписывают присутствующие
члены комиссии. Этот акт имеют
право подписать
присутствующие уполномоченные
лица партии (блока), кандидаты в
депутаты, их доверенные лица,
официальные наблюдатели от
партий (блоков), кандидатов в
депутаты, зарегистрированных в
одномандатном округе. Подписи
скрепляются печатью комиссии.
- Закон [1-ст.68
п.34] Избирательные бюллетени
с голосами избирателей в
одномандатном округе, поданные
за каждого кандидата, в которых
не поддержаны ни один кандидат
пакуются отдельно. На пакетах
поставляется фамилия и
инициалы кандидата, “Не
підтримали жодного кандидата у
депутати”, обозначается номер
одномандатного округа, номер
избирательного участка, дата и
время паковки, ставятся
подписи присутствующих членов
комиссии и печать комиссии.
- Закон [2-ст.45
п.6] Комиссия подсчитывает
количество голосов
избирателей, поданных за
каждого кандидата в
одномандатном округе, а так же
количество голосов
избирателей, которые не
поддержали не одного кандидата.
ни одного избирательного
списка. Фамилии граждан
вписанные дополнительно
избирателями в бюллетени, во
внимание не берутся. (2-ст.45 п.7).
- Закон [2-ст.45
п.6] Избирательные бюллетени
с голосами избирателей
пакуются с обозначением на
пакетах номера избирательного
участка, избирательного округа,
названия совета. Запакованный
пакет подписывается
председателем и секретарем
участковой избирательной
комиссии.
- Участковая
избирательная комиссия на
своём заседании составляет
протоколы (1-ст.69, 2-ст 45 п.8-10).
© YZ 040302
Домой